Суда

АЛЕКСАНДР ОБУХОВ

АЛЕКСАНДР ОБУХОВ

Строительный номер - 708
Бортовой номер - ПЗ-2708
Порт приписки - Владивосток
Номер ИМО - 5400396
Тип и назначение - приём и переработка рыбы
Год постройки - 1962
Страна постройки - СССР, Ленинград, Адмиралтейский завод
Год, смена названия -
Использование - Дальморепродукт
Год списания - 04.05.1982 затопление и опрокидование на борт п.Владивосток, разделан в 1986
Страна регистрации - СССР

 
Гибель плавзавода «Александр Обухов»
 
 
 
Автор Administrator   
16.12.2006 г.
В годы построения развитого социялизма в Советском Союзе, довольно часто случались аварии, повлекшие за собой большое количество человеческих жертв и/или крупный материальный ущерб. Однако эти факты не становились достоянием общественности вообще, как это имело место со случаем аварии ракеты «Восток-2М», имевшей место на полигоне Плесецк 18 марта 1980 г. и унесшей жизни 48 человек, или информация доводилась в искаженном  виде.
Так было и с фактом катастрофы, произошедшей в бухте Золотой Рог 4 мая 1982 г. Спустя двадцать лет в средства массовой информации стала просачиваться информация об этой трагедии.
«Пограничник северо-востока». Еженедельная газета Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ. № 49 (3811) 7–13 декабря 2005.
Автор Татьяна Яковлева
Историю об этой трагедии нам рассказал Олег Михайлович Петруша, человек хорошо известный в Петропавловске, ибо прекрасные стоматологи не остаются в тени забвения. И сегодня Олег Михайлович, несмотря на почтенный возраст, продолжает трудиться в здравоохранении. А тогда, в 70-х он, молодой доктор, устроился судовым врачом на крабо-рыбо-консервный плавучий завод «Александр Обухов», принадлежащий крупнейшей приморской компании «Дальморепродукт».По нынешним меркам сложно представить себе масштабы деятельности судна, экипаж которого порой достигал 718 человек. Большинство членов экипажа составляли женщины, стоящие на ручной обработке рыбы и морепродуктов. В основном «Александр Обухов» работал на промысле и переработке краба. На борту плавзавода, длина которого достигала 190 метров, ширина — 20 метров, а высота равнялась девятиэтажному дому, находилось 12 мотоботов с экипажами по 12 человек. Эти мотоботы и добывали морской деликатес сетями. Ежедневно выпускалось по 500 ящиков краба, в каждом из которых находилось по 100 банок.Вспоминая о врачебном опыте на «Александре Обухове» Олег Михайлович, говорит, что практически работу докторов на плавзаводе можно сравнить с деятельностью небольшой поселковой поликлиники. Трем врачам, медсестрам и санитарам приходилось лечить не только простуду и ангину, вырывать и пломбировать зубы, но и оперировать и аппендицит, и внематочную беременность. Пациенты, пройдя реабилитационный период на борту судна, там же приступали к работе. Правда, беременных женщин за пару месяцев до родов все же старались отправить на берег. Случаев появления малышей в море Олег Михайлович не припомнит. Плавзаводов аналогичной конструкции на Дальнем Востоке было пятнадцать. Они вели промысел и переработку практически по всему тихоокеанскому бассейну. Сегодня все они либо утилизированы, либо проданы за границу. Да и вряд ли бы сегодня при нынешних запасах того же краба судно типа «Александра Обухова» могло оставаться рентабельным. А тогда, в 70-80-х годах плавбаза, выигрывая соцсоревнования, считалась одной из лучших на Дальнем Востоке. Репортаж о работе экипажа судна опубликован единственный тогда еженедельный журнал «Огонек».Трагедия произошла 4 мая 1982 года. Это был последний день жизни плавбазы. «Александр Обухов» готовился из Владивостока выйти в очередной рейс к берегам Камчатки, но на промысел не попало ни судно, ни члены экипажа. Впрочем, даже спустя 20 лет после трагедии в «Дальморепродукте» отказываются говорить об этом случае. Олег Михайлович Петруша принес нам информацию обнаруженную им в Интернете. О затоплении плавбазы рассказал бывший аварийный инспектор «Дальводрыбфлотинспекции» Василий Товба, расследовавший в 1982 году причины гибели судна.За год до аварии плавбаза ремонтировалась во Владивостоке на «Дальзаводе». Одним из объектов ремонта являлись трубы системы пожаротушения, протянутые по всему судну. По словам Василия Товбы, работы не были доведены до конца и на участке трубы, расположенной в 4-м трюме, была установлена заглушка из материала, плохо противостоящего воздействию морской воды. Через некоторое время заглушка раскрылась, и насосы судна стали закачивать забортную воду в трюм. По некоторым подсчетам в трюме оказалось порядка 560 тонн воды. Плавбаза потеряла устойчивость и накренилась. Экипаж пытался выпрямить судно, однако крен ликвидировать не смог. «Александр Обухов» начал черпать воду нижним ярусом иллюминаторов. «Судно находилось в опасном положении, но экипаж не предпринимал должных мер к спасению плавбазы. Даже иллюминаторы никто не закрыл»,— рассказывает Василий Товба. Итогом стало то, что судно резко опрокинулось и уперлось мачтами в грунт. «Если бы в том месте не было мелко, то оно перевернулось бы вверх килем, похоронив всех, кто находился на борту»,— утверждает Василий Товба. По его словам, тогда погибло от 9 до 12 человек. «Александр Обухов» был отправлен на металлолом.С этой версией произошедшей трагедии Олег Михайлович Петруша не соглашается. Несмотря на то, что к 1982 году он уже четыре года как не ходил на «Александре Обухове», подробности кораблекрушения ему известны.В тот день помимо 640 членов экипажа на борту плавзавода находились и провожающие. Практически на каждого уходящего в море по человеку. Топливные танки судна были практически пустыми, планировалось, что заправка произойдет на рейде, поэтому судно было не забалластировано. Тысяча тонн соли лежала на верхней палубе. Вдруг судно стало давать крен. Один из штурманов приказал перекачивать имеющееся топливо с одного борта на другой, но это не помогло. «Александр Обухов» перевернулся моментально возле причала, забрав вместе с собой практически всех членов экипажа и провожающих, находящихся на борту. Из-за сложных переходов из 219 кают никто не успел выскочить на палубу. По мнению Олега Михайловича в тот страшный день погибло до 1200 человек, в том числе и дети.Средства массовой информации почти не упоминали о приморской трагедии. В официальных сводках прошли данные о девяти погибших. Как поясняет Петруша, это объясняется тем, что если бы жертв было больше десяти, о происшествии пришлось бы докладывать в ООН, чего СССР позволить себе не мог. В рыбацких кругах ходили слухи не только о тысяче жертв, но и о том, что водолазы несколько суток доставали тела, не гнушаясь мародерствовать — у многих женщин из ушей были вырваны серьги. В той катастрофе у Олега Михайловича погибла первая супруга.Впоследствии судно, действительно, было разрезано на металлолом. Может быть настала пора установить памятник на месте былой трагедии".
Мой товарищ Андрей Ибраев, фотографии которого есть в разделе «Фото друзей», видел опрокинутый плавзавод. И не только видел, но и сфотографировал. К сожалению фотографии были сделаны с очень большого расстояния и получились не качественными. Подойти ближе было не возможно, т. к. весь прилегающий к месту катастрофы район был оцеплен. Из каких соображений, видно из вышепреведенной статьи.
Спустя три недели, с момента публикации на сайте этой заметки, в интернет-версии газеты «Золотой Рог» (№ 35 от 8 мая 2002 г.), удалось обнаружить некторорые сведения об этой аварии. Вот они:
"ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ
4 мая 1982 года в бухте «Золотой Рог» перевернулась плавбаза «Александр Обухов». Вследствие инцидента лишились жизни несколько человек.
Даже через 20 лет после трагедии в «Дальморепродукте», которому принадлежала плавбаза, отказываются говорить об этом случае. «Это было до того, как я возглавил „Дальморепродукт“, а хреновыми делами я не интересуюсь. И всем подчиненным запрещу об этом говорить, потому что это — не по-морскому»,— так отреагировал на вопрос об «Александре Обухове» генеральный директор ДМП Юрий ДИДЕНКО. Информацию удалось получить у бывшего аварийного инспектора «Дальводрыбфлотинспекции» Василия ТОВБЫ, расследовавшего в 1982 году причины гибели судна.
За год до аварии плавбаза ремонтировалось на «Дальзаводе». Одним из объектов ремонта являлись трубы системы пожаротушения, протянутые по всему судну. По словам Василия Товбы, работы не были доведены до конца и на участке трубы, расположенном в 4 -м трюме, была установлена заглушка из материала, плохо противостоящего воздействию морской воды. Через некоторое время заглушка раскрылась, и насосы судна стали закачивать забортную воду в трюм. По некоторым подсчетам, в трюме оказалось порядка 560 тонн воды.
Плавбаза потеряла устойчивость и накренилась. Экипаж пытался выпрямить судно, однако добиться необходимого результата не смог. В то же время, по словам аварийного инспектора, трюм не был проверен и процесс передачи воды по трубам продолжался. Около 2.30 ночи «Александр Обухов» начал черпать воду нижним ярусом иллюминаторов. «Судно находилось в опасном положении, но экипаж не предпринимал должных мер. Даже иллюминаторы никто не закрыл»,— рассказывает Василий Товба. Наконец, наступил момент, когда из-за большого количества воды отказала система спрямления судна. Второй механик стал закачивать воду в качестве балласта в одно из помещений для жидкого груза. Судно резко опрокинулось и уперлось мачтами в грунт. «Если бы в том месте не было мелко, то оно бы перевернулось вверх килем, похоронив всех, кто находился на борту»,— говорит Василий Товба. По его словам, тогда погибло от 9 до 12 человек. Капитан плавбазы и второй механик получили тюремные сроки, а «Александр Обухов» был отправлен на металлолом."
 
 От форумчанина Матрос_Красный_Нос:
 
 Прочитал статью про плавзавод "Александр Обухов": http://korabli.qdg.ru/sudno2/view/5/1/
 Понятно, что статья не более, чем ссылка на какое-то издание, в котором труженики пера заботятся о рейтинге издания. Нет ничего удивительного в том, что в эксперты выбран бывший судовой доктор, поставивший тотчас под сомнение высказывание бывшего "аварийного" инспектора.
Что касается информации. Примерно, через год после события, на суда поступили документы с грифом "ДСП", в которых всё было разъяснено. И (комсостав) кто желал, мог ознакомится с ними. Так что сетовать на "умолчание" не стоит.
Судоводители плазавода не производили расчета остойчивости судна, что явилось причиной аварии. Кроме того, имел место небольшой бардак, по случаю скорого отхода в рейс. Появившийся крен (а на больших судах даже малый крен заметен и, скажем в 5 градусов уже создает проблемы в рыбцехах), капитан велел устранить. Вахтенный помощник (4-й) дал команду вахтенному механику, тот перекачкой топлива (или балласта) устранил крен. Но, поскольку судно было неостойчиво, то после выпрямления оно принялось крениться на другой борт. Вновь последовало указание капитана, вновь перекачали. Подобное произошло несколько раз, с увеличивающейся амплитудой крена. Причем, последнее указание о спрямлении судна было передано в машину с мостика неизвестно кем. В итоге, судно легло на борт. Погибшими были объявлены 9 человек и, позже, один водолаз. Был суд. Капитану дали 15 лет, второму механику - 8, 4-му помощнику - 4. Позже была амнистия и сроки срезали пополам.
Если дело обстояло как сказал инспектор - заглушки пропускали забортную воду в трюм, то судно, скорее всего, "село" бы на грунт. И что такое 500 тонн, для судна водоизмещением в 20 тысяч?
Можно подвергнуть сомнению количество гостей на судне - "по человеку на каждого". Не все отмечали грядущий отход на борту и появились на следующий день, когда шла перекличка личного состава уже на берегу.
Так же не представляется возможным и скрытно решить проблему уборки тысячи утопших.
Поэтому не стоит приводить догадки доктора, тем более, что он не был очевидцем.
 
 
 

Дополнительные картинки


вернуться к cписку